Понятие экологический деликт
Экологическим деликтом является правонарушение, связанное с нарушением экологических норм и правил, и в результате которого наносится ущерб окружающей среде, в том числе здоровью людей, животным и растительности. Экологический деликт выражается в совершении вредоносных действий или в бездействии, нарушающих экологическое законодательство, что влечет за собой причинение вреда объектам охраны окружающей среды. Также экологический деликт предполагает, что виновное лицо должно понести ответственность за причинённый вред, которая может быть как гражданско-правовой, так и административной или уголовной, в зависимости от характера правонарушения.
Привлечение лица к ответственности вследствие нарушения экологического и земельного законодательства, связанного с воздействием на почвенный покров при землепользовании, может возникать в таких случаях как:
В судебной практике, связанной с решением споров, касающихся экологического законодательства, нередко встречаются дела, связанные с причинением вреда непосредственно почвам как объекту охраны окружающей среды.
Анализируя судебную практику в целом, можно отметить, что многие из рассматриваемых разбирательств возникали по инициативе органов исполнительной власти, что служит одним из последствий усиления и, в некоторых моментах, ужесточения экологического законодательства. Также причинение вреда почвам зачастую сопровождается требованием к выплате денежных средств в счет возмещения оказанного вреда (в случае, если данный факт будет доказан), что является также и финансовым риском. В качестве примеров можно привести:
Нововведения в экологическом законодательстве имеют тенденцию к ужесточению требований и к возмещению вреда окружающей среде в стоимостной форме, что прослеживается и в новых изменениях в экологическом и земельном законодательстве, вступивших в силу или вступающих в силу в скорм времени.
Для того, чтобы избежать рисков, связанных с возникновением экологического деликта при ведении хозяйственной или иной деятельности на земельном участке, находящимся в собственности или являющегося арендуемым, а также для того, чтобы защитить права в случае возникновения судебного разбирательства, необходимо принять во внимание новые изменения в экологическом и земельном законодательстве.
Изменения в законодательстве касаемо охраны почв в 2024-2025 годах
Федеральный закон от 25.12.2023 № 668-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступивший в силу 1 марта 2024 года дополняет кодекс статьей 8.55 КоАП РФ, в которой предусмотрена ответственность за нарушения требований в области природоохранного законодательства при эксплуатации отдельных производственных объектов (далее — отдельные ПО) и при выводе их из эксплуатации (консервации или ликвидации).
В 2024 году административная ответственность, наступающая при невыполнении мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения ОС в результате эксплуатации отдельного ПО при выводе его из эксплуатации (консервации или ликвидации) или реализация таких мероприятий с нарушением требований в области охраны ОС предусмотрена составляет 50 000-100 000 р для ИП, 20 000 -50 000 р для должностных лиц и 100 000 – 200 000 р для юридических лиц.
Данное изменение в области административных правонарушений относится также и к нарушениям экологического законодательства в случае, если почвенный покров в результате данного нарушения будет подвержен негативным изменениям (загрязнение, повреждение, деградация почвенного слоя).
Изменения в экологическом законодательстве, которые вступят в силу в 2025 году во многом направлены на ужесточение требований к ведению экологической документации, что необходимо в целях усиления контроля за степенью негативного воздействия на окружающую среду.
Одним из серьезных изменений в законодательстве, вступающим в силу 1 марта 2025 года, является принятие Федерального закона от 08.08.2024 № 307-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд».
В соответствии с данными изменениями в Земельном кодексе появится статья 85.1, в соответствии с которой владельцы земельных участков обязаны за 3 года выполнить одно или несколько мероприятий, направленных на приведение земельного участка в состояние, согласно его целевому назначению и разрешенному использованию. Для участков, которые находятся в собственности, срок для проведения необходимых мероприятий будет исчисляться с 1 марта 2025 года.
Также до 1 марта 2025 года Правительство Российской Федерации должно утвердить перечень мероприятий, необходимые для осуществления, признаки неиспользования земельных участков . Данные требования будут применяться ко всем видам земельных участков вне зависимости от их категории.
Данные изменения направлены на решение проблем, связанных с ведением сельского хозяйства и градостроительства, а также на конкретизацию источников права.
Распоряжением Правительства России от 28.08.2024 № 2330-р, вступившее в силу 1 января 2025 года, были утверждены перечни видов продукции (товаров), производство которой осуществляется с обязательным использованием определенной доли вторичного сырья в ее составе и видов работ, услуг, выполнение и оказание которых осуществляется с обязательным использованием определенной доли вторичного сырья в составе.
Несмотря на то, что данное Распоряжение касается продукции, для изготовления которой необходимо использование отходов производства и потребления, в целом, в нем содержатся пункты, касающиеся и почвогрунтов. Так, согласно пункту 10 Распоряжения, продукция, являющаяся почвогрунтом, грунтом питательным, многокомпонентным искусственным почвогрунтом и искусственным почвоподобным субстратом заводского исполнения (за исключением субстратов из минеральной ваты), применяемым для благоустройства и озеленения территорий, сельского хозяйства, рекультивации и мелиорации, с использованием смесей органических многокомпонентных, содержащих растительные отходы, древесные отходы, кору, осадки сточных вод, инертные и нетоксичные отходы минерального происхождения, осадки нейтрализации, грунтом на основе биокомпостирования, с использованием вторичного сырья, должна иметь в себе долю отходов производства и потребления, согласно классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК (КПЕС 2008) (ОКПД 2).
Касаемо видов работ и услуг, указанных в Распоряжении №2330-р, при проведении мероприятий по рекультивации земель с использованием фосфогипса в случае, если требуется осуществление фосфоритования и гипсования почв также необходимо использовать вторичное сырье.
Таким образом, настоящим Решением установлено, что в вышеуказанных почвогрунтах наличие определенных видов отходов производства и потребления является не только допустимым, но также обязательным. Данный НПА, вероятно, позволит разрешать споры, связанные с установлением факта наличия или отсутствия вреда почвам при размещении отходов производства и потребления на земельных участках или при их обнаружении в составе грунта.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 г. №2909-р были установлены обновленные перечни загрязняющих веществ в различных компонентах окружающей среды, в том числе, в отношении почвенного покрова.
Несмотря на то, что Распоряжение действует с 01.01.2024 года, ввиду выданных КЭР до 01.01.2025 года на него были наложены некоторые ограничения, некоторые из которых перестали действовать с этого года.
Вступившие в силу изменения требуют пересмотра экологической документации, ведущейся на предприятии, а также они увеличивают базу расчета экологических платежей, которая учитывает расчеты по каждому виду загрязняющего вещества, поступающего в окружающую среду при осуществлении хозяйственной или иной деятельности предприятия.
В 2025 году защиту прав землепользователей можно рассматривать как важный элемент устойчивого управления земельными ресурсами. Важно, чтобы продолжался процесс совершенствования законодательства и повышения осведомлённости граждан и бизнеса о значении охраны почвы для сохранения экосистем и устойчивого развития. Однако среди вызовов все еще остается ряд проблем, связанных, например, со злоупотреблением законодательством и полномочиями, выражающимся в предъявлении необоснованных обвинениях о причинении вреда почвам, что является нарушением прав землепользователей, следовательно, возникают риски, связанные с привлечением к ответственности (административной, гражданско-правовой или уголовной).
Тем не менее, с совершенствованием экологических требований с каждым годом, возможно обеспечить большую устойчивость как правовым механизмам охраны почв, так и бизнесу, связанному с землепользованием. Для этого необходимо принимать их во внимание, поскольку знания о данных изменениях смогут стать преимуществом в судебном процессе или вовсе избавить землепользователя от экономических или правовых рисков, связанных с экоделиктом.
Сайт labpravo.ru использует файлы cookie и сервисы аналитики. Оставаясь на нем, вы соглашаетесь с нашей политикой в отношении файлов cookie